КАК ОБЪЯСНИТЬ РАЗНИЦУ МЕЖДУ ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ

Чтобы помочь малышу научиться различать звуки, придерживайтесь следующих правил.

  1. Не говорите ребенку о том, что гласные поются, а согласные нет. Изобретательные дети покажут вам, как можно пропеть звук З или М, и тогда путаницы не избежать. Дело в том, что все звуки в нашем языке можно разделить на 3 группы: гласные – это голос, звонкие согласные – это голос и шум, глухие согласные – только шум. Наиболее близки к гласным сонорные: р, л, н, м, й. Поэтому довод о том, что гласные поются, а сонорные нет – не используйте ради своего же дальнейшего спокойствия.

2. Ребенок лучше запомнит различие между звуками, если сам эти различия найдет. Главный вывод, к которому он должен прийти – при произнесении согласных воздуху постоянно что-то мешает легко выпрыгнуть изо рта: то зубы, то губы, а звук М вообще выходит через нос. Дайте малышу зеркальце –пусть он сравнивает, как ведет себя ротик, когда он по очереди произносит гласные и согласные звуки.

3. Расскажите сказку: «Ротик – это домик, в котором есть и дверки, и пол, и потолок.

 Жили в этом домике гласные звуки счастливо и весело – могли легко выбегать на улицу гулять и никто им не мешал». Произнесите все гласные – покажите, что ротик действительно открыт, язычок лежит спокойно, а воздух выходит беспрепятственно. «Но однажды поселился в этом домике злой змей  и не стал выпускать звуки на улицу. То сбоку их прижмет, то зубки закроет». Произнесите согласные. «Но согласные звуки были умные и придумали они как змея обхитрить. Стали они с гласными звуками за ручки держаться и вместе пробегать мимо змея. Попробуй». Ребенок должен заметить, что при произнесении открытых слогов воздух выходит свободно. «Так, с тех пор стали звуки жить дружно и змея не боялись».

4. Сначала выучите с ребенком гласные звуки, а потом согласные. Заметьте, что отдельные согласные звуки читаются коротко, а вот вместе с гласными их можно тянуть довольно долго.

5. Тренируйтесь различать звуки в игре. Подготовьте карточки с рисунками и словами: шар, дом, сыр, кит, луг, лес. В этих словах есть все гласные звуки. Положите перед ребенком первую карточку и загадайте загадку: «В этом слове есть необычный звук, который можно громче всего крикнуть, дольше всего пропеть, когда ты произносишь его, тебе не мешают ни зубы, ни губы, ни язычок». Дайте ребенку возможность прокричать звук и порассматривать себя в зеркало. Будьте уверены, малыш найдет разгадку!

Без запинки. Логопед — о причинах заикания и о том, как его лечить

Заикание (логоневроз) – сложное нарушение речи, связанное с психофизиологией, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов. Может проявляться в виде частых остановок или нерешительностью речи, в результате нарушается ее ритмичное течение.

Речь является одним из самых сложных видов деятельности. Речевое взаимодействие – необходимое условие жизни. Развитие мозговых систем, обеспечивающих речевую функцию, не заканчивается во внутриутробном периоде, а продолжается и после рождения. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, хрупка и ранима – место наименьшего сопротивления. А как известно, где тонко, там и рвется.

Логоневроз – невроз речи – вариант системного невроза. Несогласованность системы управления речью и речевого воспроизведения проявляется нарушением плавности речи. И чем больше опасения за исход речи, тем сильнее нарушается речь, поскольку сказывается фиксация внимания. Логофобия усиливает тяжесть логневроза и затрудняет его лечение.

Наиболее часто заикание проявляется у детей от 2 до 5 лет. Большую роль в развитии заикания играет наследственная предрасположенность. Диагностируется нарушение речи у в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек. В дошкольном возрасте формируются навыки правильной устной речи.

Причины заикания:
повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга;
последствия острого и хронического стресса в детском возрасте;
генетическая предрасположенность (некоторые виды заикания передаются по наследству);
последствия перинатального поражения ЦНС;
склонность к судорожному реагированию;
различные повреждения головного мозга;
травмы, последствия инфекционных и эндокринных заболеваний;
нарушение нормального развития речи у детей (раннее речевое развитие и задержка психомоторного развития);
дети могут передразнивать заикающегося человека, но через некоторое время у них сформируется устойчивый дефект;
при попытке переучить левшу в детском возрасте;
дефицит ласки, любви, понимания у ребенка.
В трехлетнем возрасте у маленьких детей происходит развитие коордиционной системы речевых движений и вербального мышления. Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью. Нарушение речевого развития обусловлено тем фактом, что маленькие дети очень легко перевозбуждаются, некоторые из них имеют склонность к судорожности. Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют. Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика.

Заикание у детей может возникнуть в результате строгого воспитания, повышенных требований к ребенку. Некоторые родители хотят вырастить из своих чад гениев, заставляют своих детей заучивать большие стихотворения, произносить и запоминать трудные слова и слоги, что в свою очередь может вызвать у ребенка нарушение развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Провоцирующими факторами для усиления заикания могут служить переутомление, простуда, нарушение режима дня, наказание. Если у маленького ребенка появились первые симптомы нарушения речи, необходимо сразу же обратиться к специалисту, самостоятельно это не пройдет.

Вылечить заикание у детей надо еще до школы. Для того, чтобы понять как избавится от заикания, родители с детьми в возрасте 2-5 лет обращаются к логопеду.

Нарушения речи наблюдающиеся в пубертатном периоде, является одним из проявлений невроза. Нарушения речи могут проходить по мере взросления человека. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.

Что делать, если ребенок заикается?
Лечение заикания у детей проводится совместно психологом, логопедом и педиатром.

Задачей педиатра является лечение сопутствующей патологии, укреплению организма, профилактики простудных заболеваний, особенно заболеваний уха и голосовых связок. Необходимо лечение хронических заболеваний, выход на стойкую, длительную ремиссию. Важно назначение ребенку физиотерапевтических процедур: бассейн, массаж, электросон.

Психотерапевт помогает ребенку справиться со своим заболеванием, помогает комфортно чувствовать себя в любой ситуации, помогает не бояться общения с людьми, помогает ребенку осознать, что он не является неполноценным и не отличается от окружающих его сверстников. Занятия у психолога обязательно проводятся совместно с родителями, которые так же помогают справиться ребенку с заболеванием.

Занятия у логопеда помогают ребенку быстрее справиться с заболеванием.

Занятия у логопеда
Занятия проводятся по определенной системе, имеют этапность, последовательность. Вначале дети учатся правильному повествовательному изложению текста. Они зачитывают стихотворения, пересказывают домашнее задание. Особенностью данного повествования является то, что ребенок ощущает себя комфортно, он знает, что ему не поставят оценку, и никто не будет над ним смеяться. Речь детей при таких занятиях размеренная, спокойная, без изменения интонации. Когда удается достигнуть отсутствия заикания при повествовательном рассказе, ребенка просят привнести эмоциональную окраску в речь: где-то повысить голос, где-то сделать акцент, где-то сделать театральную паузу.

На занятиях моделируются различные жизненные ситуации, в которых может оказаться ребенок. Это помогает ему справиться с заиканием вне кабинета логопеда.

Обязательно поддерживание у ребенка хорошего настроения. Ребенок должен получать вознаграждения за свои достижения. Пусть это будет просто похвала, но ребенок должен ощущать значимость своих достижений.

На занятиях должны присутствовать примеры правильной речи. Это может быть речь логопеда, разговор других детей, которые уже благополучно закончили курс лечения.

Очень важным разделом в лечении детей с заиканием является применение такого приема, как логопедическая ритмика. Этот прием включает в себя упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, упражнения и игры с пением, хороводы.

Обязательно задание ребенку заданий на дом, так как лечение не должно ограничиваться только кабинетом логопеда.

Ни в коем случае ни при каких обстоятельствах не повышайте на ребенка голос, это может лишь усугубить заикание.

Применение современных логопедических методов помогает ребенку достаточно быстро справиться с заболеванием и вести полноценный образ жизни. Очень важно постараться справиться с заиканием до поступления ребенка в школу (а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и неукоснительно выполнять все его указания), так как в школьную программу входит публичное выступление при ответе на вопросы преподавателя, что может стать большой проблемой для ребенка.

Преодоление заикания с возрастом становится более сложным вследствие укрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений. Поэтому чем раньше будет начато лечение, тем лучше будет его результат. В результате лечения 70% детей дошкольного возраста полностью избавляются от заикания; 30% имеют остаточные явления; 20% школьников излечиваются полностью; у 80% – улучшение речи разной степени.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ и ПАМЯТИ

1.Хлопни в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое.
Муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, ванна, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, шкаф, пуговица, жук, конфета, дверь, кнопка, таракан, озеро, изюм, море.
2.Попробуй повторить то, что произносил гость с другой планеты, когда прибыл на Землю.
БАН ТУХ МУН ( Гость сказал: «Приветствую вас!»)
КЯМ МОП ДУТ (Этот букет вам!)
ТУКЕН ДАТОН КУВАН (Как у вас жарко!)
ТИПУ БАМЯ ГУМИ (Я прибыл с далекой планеты!)
ДЫТУНА БАПУХА ГУДАЙКА (Наши ученые наблюдают за вашей планетой!)
ВАТКУНЯ ФТУМАКА БНЫГАТА (Я скоро опять прилечу на Землю!)
(Особенности данного упражнения в том, что все звуки в сочетаниях легко произносимы, и ребенок с любыми нарушениями речи может повторить их правильно.)
3.Послушай названия 4 предметов, а затем повтори их в другом порядке: от самого маленького к самому большому.
Слон – волк – жук — кот, утка – лебедь – ворона – воробей, вишня – слива – ананас – арбуз, кит – дельфин – щука – ерш, океан – пруд – море – лужа, трасса – дорога – тропинка – шоссе.
4.Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть.
Картошка, ложка, окрошка. Апельсин, блин, мандарин. Конфета, котлета, ракета. Миска, сосиска, ириска. Банан, диван, барабан. Пироги, сапоги, утюги. Лимон, вагон, бульон. Мёд, компот, плот. Виноград, мармелад, фотоаппарат. Пирожок, творожок, горшок. Солянка, полянка, склянка. Булочка, будочка, дудочка. Кабачок, крючок, значок. Ананас, квас, контрабас. Салат, халат, мармелад. Калач, кулич, циркач. Торты, шорты, корты. Пломбир, кефир, сыр. Жакет, букет, пакет. Суп, зуб, дуб.
5.Запомни предметы, разложенные на столе ( бумага, стакан с водой, чашка, ложка, картон, ножницы, книга, вилка). Повернись к столу спиной. Внимательно слушай и, не глядя, рассказывай о том, что я буду делать.
Мять бумагу.
Переливать воду.
Стучать ложкой по чашке.
Резать картон ножницами.
Стучать вилкой о ложку.
Рвать бумагу.
6.Послушай и повтори ритм, который я буду отхлопывать. Повторяй за мной не глядя, только по слуху.
Ритмический рисунок (Х – хлопок)
Х _ Х
ХХ _ Х
Х _ ХХ
ХХ _ ХХ
ХХХ _ ХХ
ХХ _ ХХХ
Х _ ХХ _ ХХ
ХХ _ Х _ ХХ
7.Послушай, какие плоды растут в сказочном королевстве. Объясни – из каких знакомых слов составлены их названия.
Огурбузы, помидыни, баклачок, укрушка, грумидоры, чеслук, слижовник, моркофель, вишбрикос.
8.Назови слово правильно.
Мегемот, бегебот, дигимот, бегемот, гибидот, бигетот.
Контета, конфета, фонфета, накфета, конкета, танфета.
Медмеди, медведи, недмеди, меддеди, невмеди, ведмеди.
Митанин, витамин, витанин, нитавин, митавин, фитамин.
Покажи, как одни и те же звуки можно произнести по-разному.
МЯУ
Громко (кот рядом).
Тихо (кот далеко).
Высоким голосом ( маленький котенок).
Низким голосом (старый кот).
Хриплым голосом (кот простудился).
МУ
Громко (корова близко).
Тихо (корова далеко).
Высоким голосом (теленок мычит).
Низким голосом (бык мычит).
Грозным голосом (бык сердится).
Списать или написать под диктовку пары слов:
Тачка-пачка, толк-полк, тир-пир, почка-точка, тара-пара, порт-торт, тот-пот, топил-попил, тушки-пушки, затор-запор, затирать-запирать, течение-печенье, стол-спал, притушить-припушить, выть-вить.
Игра «Королевская буква» Выбирается любая буква, которая будет королевой. Взрослый задает вопросы, все ответы детей (кроме предлогов) должны начинаться с королевской буквы.
ПРИМЕР: Королева – буква М.
Где ты был? — в магазине.
С кем? – с мартышкой.
Что ты там покупал? – мармелад.
Королева – буква Л.
Где ты делал? – лепил лошадку.
С кем? – с Лёшей.
Где?- в лагере.
Королева – буква П.
Что готовил? – плов.
Кому?- папе.
С кем?- с поваром. И т.д.

ЦЕЛОЕ И ЧАСТИ

Одной из особенностей формирования предметного словаря у детей с ОНР является пробел в назывании частей предмета. Их дети или опускают, или заменяют называнием целого объекта (стена – дом, ствол-дерево и пр.) Игровые упражнения, связанные с уточнением понятий целое – части, активизируют не далёкий от жизни, а столь важный – «жизненный», предметно – бытовой словарь ребёнка. Помимо актуализации словарного запаса, называние частей объекта развивает: внимание, память, воображение, логическое мышление, обостряет языковое чутье.

Самый лучший пример — наглядный, ведь когда есть возможность подержать в руках, повзаимодействовать с пособием, то и информация усваивается качественней.

Нужно учить ребенка делить предметы на несколько равных частей. Для этого предложите ему разделить листок бумаги для двух кукол, которые «хотят рисовать», потом для четырех, для восьми, показав предварительно, как это можно сделать, складывая листок бумаги пополам (получаются две части), потом еще раз пополам (4) и еще раз пополам (8 частей).

Потом покажите детям, что и ленту, и шнурок, и веревочку тоже можно разделить на такое же количество равных частей. Например, предложите малышу сделать куклам бантики, но дайте только одну ленту. Ребенок встанет перед необходимостью разделить ленту на соответствующее количество частей (2, 4 или 8 — сколько кукол, столько и частей).

При этом важно показать, что целая лента всегда больше своей части, так же как любой другой целый предмет всегда больше своей части, а часть меньше своего целого. Для вас это очевидно, а ребенку еще предстоит это хорошенько усвоить. Покажите ребенку целую ленту (не разделенную на части) и часть точно такой же ленты — пусть он сам сможет убедиться в том, что целая лента длиннее кусочка от нее.

Игра «Часть и целое».

Распечатай и играй

Желаю Вам успехов и радости общения с Вашими детьми!

СВЯЗЬ НЕПРАВИЛЬНОГО ПРИКУСА И ДЕФЕКТОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Уже в 4-5 лет, когда речь ребёнка должна становиться членораздельной и ясной, у многих детей выявляются дефекты речи — проблемы с произношением определенных звуков, смазанная нечёткая речь. И далеко не в каждом случае речевые дефекты может сразу исправить логопед — зачастую сначала необходимо устранить их причины, основой которых нередко является дисфункции мягких тканей челюстно-лицевой области, а также сопряжённые с этим нарушения прикуса. Например, очень часто сосание губы или языка вызывает отклонение резцов внутрь или наружу, что ведёт к открытому прикусу и затрудняет постановку логопедом шипящих звуков.
Стандартная пластинка чаще используется как профилактическая, когда ещё нет изменений прикуса и положения языка, но уже появились предрасполагающие к тому факторы. Потребность ребенка в сосании часто сохраняется вплоть до школьного возраста и порой неразумно поощряется родителями, которым хочется «немного покоя».
Исследования показали, что более 20% детей, приступающих к занятиям в начальной школе, все еще сосут большой палец. Но, чем ребёнок старше, тем более прочно закрепляются у него вредные привычки, и тем труднее ему отказаться от сосания пальца, языка, посторонних предметов. Авторитет зубного врача или ортодонта поможет убедить ребенка, в том, что эти привычки могут привести к серьёзным нарушениям, и только в этом случае лечение будет успешным.
Применяемые для профилактики миофункциональных нарушений стандартные вестибулярные пластинки выпускаются с красным кольцом — для детей 3-5 лет, т.е. в молочном прикусе и с синим — для сменного прикуса (у детей 6-7 лет).
Если у малыша формируется глубокий прикус, если его нижняя челюсть отстаёт в развитии, а привычка сосания пальца или закусывания нижней губы формирует дистальный прикус, вместо стандартной пластинки рекомендуется использовать пластинку с козырьком. В таких случаях использование стандартной пластинки противопоказано. Козырек закусывается нижними зубами — так пластинка не опрокидывается, и ребенку легче удерживать её во рту. Нижняя челюсть ребенка при этом выдвигается вперед, что активно стимулирует ее горизонтальный рост.
При этом у ребёнка происходит тренировка круговой мышцы рта и эффективно восстанавливается тонус жевательных мышц.
Пластинки с козырьком, как и стандартные, выпускаются двух видов: жёсткие и эластичные. Жёсткая пластинка обычно назначается при выраженной протрузии верхних резцов. Использование эластичной пластинки особенно рекомендовано в тех случаях, когда у ребёнка ослаблена круговая мышца рта, и необходимо нормализовать носовое дыхание — для удержания мягкой пластинки во рту требуются более активные мышечные усилия.
Если нет полной непроходимости носовых ходов, хорошие результаты дают дыхательные упражнения с использованием вестибулярной пластинки (у детей 3- 5 лет) или миофункционального тренера (в 6 — 12 лет).
Затем ребенок надевает пластинку и делает еще 15 вдохов и выдохов носом. При плохой проходимости носовых ходов нужно начинать с минимального количества упражнений (сколько сможет ребенок), затем с каждым разом увеличивая количество. Через месяц трейнер или пластинка носится уже два часа в день и всю ночь. Процесс трудоемкий, но результат его эффективен. У детей со второй степенью разрастания аденоидов дыхание по этой методике восстанавливается даже без оперативного вмешательства. При регулярной дыхательной гимнастике с использованием тренера или пластинки носовое дыхание восстанавливается в среднем за 3 ,2 месяца у 87% детей 3-6 лет и за 3,1 месяца у 83% детей 6-12 лет. В контрольной группе детей, занимающихся только дыхательными упражнениями (без применения каких-либо аппаратов) дыхание восстановилось через 6 месяцев только у 32% детей от 3-х до 6 лет, и у 12% детей в возрасте от 6 до12 лет.
У большинства детей открытый прикус формируется в результате привычки прокладывать язык между зубами. Пластинка с заслонкой для языка уберет непослушный язык подальше от зубов и поможет нормализовать прикус. Конечно, можно попробовать увлечь ребенка миогимнастикой для языка, например, ежедневно проводить с ребенком такую зарядку для языка: кончик языка расположить в передней части твердого неба (не давя на зубы) и передвигать его по нёбу вперед назад. Выполнять его следует не менее 5 раз в день по 3-5 минут.
Важно, что успех проведения подобных упражнений, зависит от добросовестности выполнения их маленьким пациентом, но, к сожалению, у многих родителей просто не хватает времени для регулярных занятий с ребенком. Однако и в этом помощь логопеда-миотерапевта будет незаменима, тем боле, что занятия миогимнастикой и артикуляционными упражнениями можно комбинировать и совмещать в один визит к логопеду.
Источник: сообщество «Логопед-Профи»

Секрет последнего слова.

В русском языке нет строго закреплённого порядка слов в предложении. Но есть один секрет: последнее слово во фразе легче всего для восприятия. Именно его чаще всего запоминают и повторяют дети.
Ситуация из жизни. Мама с ребёнком на руках возмущается:
Что ж этот автобус так долго едет. Капец!
КАПЕЦ! — повторяет за ней, как попугай, малыш последнее слово (которое к тому же произнесено эмоционально).
Ни «автобус», ни другие слова не засели у него в памяти. «Капец» останется на долго.😆
Логопеды/дефектологи часто берут на вооружение этот приём при знакомстве с новой лексикой.
Это ЛИСА. Покорми ЛИСУ! Кому дашь еду? ЛИСЕ… 🦊и т.п.
В. Маяковский, кстати, тоже знал о силе последнего слова. Именно в конец строки он ставил наиболее значимые из них. Поэтому в его стихах не встретишь банальных рифм.
Ставьте важные слова в конец! Только пусть этим словом не будет «капец». Кто дочитал пост — МОЛОДЕЦ!!!

Отсроченные последствия ОНР и ЗРР.

Прочитайте и начинайте действовать!

Именно речь – важный показатель развития интеллекта. Без речи нельзя овладеть ничем — ни историей, ни физикой, ни математикой. В этом смысле родная речь — золотая середина психики.

Диагноз «ЗРР» ( задержка речевого развития) обычно ничего не говорит обычным родителям…Думающие родители начинают беспокоиться и искать специалистов. И правильно делают, потому как: задержка может быть как специфической (церебрально-органической, связанной с повреждением нервной системы) и неспецифической, обусловленной замедленным темпом созревания мозговых структур без неврологической симптоматики. Специфическая задержка развития характеризуется наличием неврологических симптомов и общим отставанием психомоторного развития. Дети гиперактивны или заторможены, эмоционально неустойчивы, не способны к игровой и целенаправленной деятельности, моторно неловки, с трудом овладевают тонкими ручными движениями и навыками самообслуживания.

У этих детей могут отмечаться задержка моторного развития, недостаточность внимания, незрелость эмоционально-волевой сферы, отставание в развитии предметной и игровой деятельности.
Неспецифическая задержка развития легко преодолевается путем ранней стимуляции и медикаментозной поддержки, которую рекомендует и назначает врач-невролог.
Возможно, в дальнейшем у ребенка будет дислалия, нерезко выраженные грамматические нарушения. Все это устраняется практически без последствий, при условии систематической логопедической работы.Исследователи отмечают вариативность проявлений и степени выраженности ЗРР, недостаточность общей, мелкой и артикуляционной моторики, отставания в развитии психологической базы речи и эмоционально-волевой сферы.
О.Е. Громова выделяет несколько видов ЗРР:

✅Не осложненный вариант (отмечается отставание только в речевой сфере);
✅ЗРР при равномерном характере нарушений в других сферах (двигательной, сенсорной, эмоциональной);
✅грубая ЗРР при парциальных нарушениях в других сферах;
✅ЗРР в структуре сложного дефекта.

До 3-х лет при отсутствие речи, интеллект может быть сохранен. После 3-х лет отсутствие речи ведет за собой задержку развития всех психических функций. Отсутствие речи говорит о каком-то «неблагополучии» в развитии центральной нервной системы. Программа развития языковых явлений, которая генетически должна была запуститься самостоятельно, по ряду причин НЕ ЗАПУСКАЕТСЯ. Для ее «запуска» необходимы специальные усилия. Чем раньше начнется коррекция, тем благоприятнее прогноз! Специфическая задержка, без грамотной коррекционной помощи и специального лечения после 3-х лет плавно перейдет в более серьезное нарушение; и логопед, и невролог имеют право поставить другой диагноз: ОНР I уровня.

К сожалению, сегодня очень много детей имеют сочетанные нарушения. Чтобы определить структуру дефекта и выделить ведущее нарушение (для определение коррекционного маршрута ребенка) необходима комплексная диагностика и медицинское обследование.

При ОНР выделяют четыре уровня речевого развития:
1 — отсутствие связной речи, звукоподражание;
2 — в речи есть общеупотребительные слова и фразы, но они чаще искажены;
3 — ребенок произносит целые фразы, но в словах слоговые нарушения, речь аграмматична;
4 — ставится только ребенку седьмого года жизни, у которого не закончился период фонемообразования, как это должно быть, есть отдельные грамматические и смысловые ошибки.

ОНР (любого уровня) считается условно обратимым нарушением, это значит, что последствия будут ….. и чтобы их минимизировать необходима систематическая и длительная (не год и не два, а 5-6 лет, возможно и дольше) коррекционная логопедическая работа, предполагающая тесную связь с неврологом. Поэтому, чем раньше родители ребенка, у которого наблюдается задержка речевого развития, начнут бить тревогу и обратятся к логопеду и к неврологу – тем лучше прогноз! Чем раньше – это значит до 3-х лет. Позиция некоторых педиатров, невропатологов, логопедов, считающих, что до 3-х лет можно ничего не предпринимать и не беспокоиться – свидетельствует об отсутствии у этих специалистов современных знаний в области детской невропатологии, нейрофизиологии, нейропсихологии и логопедии! Сотрудничайте с грамотными специалистами. Родителям очень важно знать этапы и сроки нормального речевого развития.

Первоначальные ориентиры:

Если к концу 5-го месяца малыш не прислушивается к музыке, к 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации, к концу 9-го у него отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослым звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего – поводы для беспокойства есть и весьма основательные.
Если у ребенка с опозданием формируется все психомоторные функции (поздно сел, не ползал, ползал мало и неправильно, плохо брал игрушки, долго молчал и т. д.) констатировать нарушения речевого развития уже возможно и начинать стимулировать развитие всех отстающих от нормы функций просто необходимо, чтобы минимизировать в дальнейшем нарушения речи.

Конечно, начинать нужно с визита к грамотному невропатологу, поскольку в настоящее время существуют препараты, стимулирующие и активизирующие развитие мозга.

Первые слова у ребенка должны появиться к году, а самые элементарные фразы, состоящие из двух слов, примерно к полутора (иногда — к двум) годам. Если этого не происходит, это уже повод для тревоги!

Период до трех лет — особенно важен. Коррекционный потенциал мозга в это время огромен, благодаря пластичности мозга, взамен поврежденных клеточек мозга в работу могут включиться другие, и функции будут сохранены. Именно в это время созревают зоны мозга, ответственные за основные двигательные, речевые навыки, элементарные мыслительные операции, память, эмоции. Доказано, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования.

«Если же в это время создаются неблагоприятные условия, развитие функций задерживается, то в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью. Как раз первые три года жизни ребенка и являются «критическим» периодом развития для речи» (Т. Г. Визель)

Можно ждать, что само все рассосется, слушать бабушек и соседей, не имеющих дефектологического образования, но уверенных в том, «что все будет нормально»…. можно занять позицию страуса, спрятавшего голову и в песок и делать вид, что все хорошо, что «просто такой ребенок»……И тем самым усугубить проблемы ребенка, вместо того, чтобы начать их решать! А будущие проблемы – это огромные трудности при обучении в школе.

Отсроченные последствия, о которых не догадываются родители 3-х летних «неговорящих» детей:

  • дислексия (нарушения чтения);
  • дисграфия (нарушение письменной речи) стойкие и повторяющиеся ошибки в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.

ОСОБО «РАСЦВЕТАЕТ» ДИСГРАФИЯ ВО 2-3 КЛАССЕ. Скорректировать дисграфию может только логопед, специализирующийся на коррекции нарушений письменной речи (школьный логопед). При данном нарушении никак нельзя винить ребенка в невнимательности, в отсутствии старания и прилежания! Ребенок не виноват! Виноваты родители, которые упустили драгоценное время: не вникли, не оценили вовремя всю сложность проблем ребенка и не приложили достаточно усилий для их устранения.

«Язык — наш главный код и мира удвоение…»
Чтобы научиться читать и писать, нужно иметь достаточно развитую устную речь, хорошо «слышать» ее нюансы, выделять в речевом потоке отдельные звуки речи, иметь память на буквы и т. д. От чего зависят эти способности? В первую очередь от состояния головного мозга, центральной нервной системы». ( Т. Визель)

Нарушения письма и чтения и усугубляются:
-расстройством всех видов внимания (зрительного, слухового);
-ослаблением памяти;
-отставанием в речевом развитии;

  • снижением когнитивных (умственных) способностей;
    -ограниченностью сведений об окружающем;
  • недоразвитием словесно-логического мышления;
  • снижением любознательности и мотивации познавательной деятельности.

Кроме того, отмечаются

  • недостаточность целенаправленности деятельности, прогнозирования и самоконтроля;
  • выраженная психическая истощаемость;
  • инертность психических процессов;
  • разнообразные эмоционально-волевые и поведенческие нарушения.
    При раннем начале коррекционной работы все вышеперечисленное можно свести к минимуму!
    Важно понимать, что без специальной коррекционной комплексной работы и медикаментозной поддержки прийти к норме ребенку с ОНР – невозможно!
    Несмотря на отсутствие первичной умственной отсталости, не принятые своевременно меры по лечению и обучению ребенка с ОНР могут действительно привести к непоправимому отставанию в умственном развитии. Именно речь – важный показатель развития интеллекта. Действуйте! Изучайте! Вникайте в проблемы своего ребенка и решайте их всеми доступными для Вас средствами сейчас! Не теряйте время, не ждите, что все пройдет само и все будет хорошо. Будет, обязательно будет, если Родители этого захотят и найдут в себе силы и возможности помочь своему ребенку!

Ведь Ваш ребенок — это самое ценное и дорогое для Вас в жизни!
Текст взят из интернета.

«Не скучный массаж»

Хорошо развитая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Одним из эффективных методов способствующих развитию речи детей является Су-Джок терапия, которую мы используем на занятиях.
Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
Методика су-джок официально признана Минздравом России и отнесена к категории рефлексотерапии.
Достоинств у метода Су-Джок терапии много, вот некоторые из них:
Высокая эффективность, доказанная многолетней практикой и многочисленными положительными отзывами;
Абсолютная безопасностью. Метод, может применяться с раннего возраста и до глубокой старости;
Универсальность и доступность. Су-Джок можно использовать и в домашних условиях.
С помощью метода Су-Джок терапии решаются многие коррекционные задачи.
Такие как:
Развитие фонематического слуха и восприятия;
Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
Развитие звукового и слогового анализа слов;
Активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
Развитие общей и мелкой моторики;
Развитие психических процессов;
Развитие цветовосприятия;
Развитие пространственно-временных представлений;
Закрепление счетных операций.
В коррекционно-логопедической работе, Су-Джок терапия используется в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, снятия напряжения. Также, позволяет преодолеть речевой негативизм при общении ребенка с взрослым, с другими детьми.

Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал и, одновременно с массажным эффектом, происходит автоматизация отрабатываемых звуков.

Страница 1 из 6
1 2 3 6