Речь ребёнка в 4 года.

На четвертом году жизни ребенок находится в переходной стадии. Он еще
не взрослый, но уже не малыш. В этот период идет активный процесс
формирования личности и будущего характера. В 4 года у детей уже
начинается интеллектуальное развитие и когнитивное восприятие мира.
Именно в этом возрасте родителям необходимо активно участвовать в
процессе речевого развития ребенка.
Речь ребенка в 4 года должна быть «чистой» и отчетливой. Но, эта
характеристика субъективна. Развитие всех детей проходит индивидуально.
Зачастую, родители сами не замечают дефекты произношения. Занятия с
логопедом в школе будут проходить намного тяжелее, чем в дошкольный период.
Для большинства детей характерная «шепелявость», которая может сама пройти
со временем. Она называется физиологической дислалией. Каждые звук речи
появляется в определенном возрасте. Например, соноры ([Р],[Рь],[Л],[Л])
появляются в пять лет. Поэтому в их отсутствие до этого времени является
нормой.

При правильном ходе речевого развития, словарный запас к возрасту 5 лет
может достигать более 3000 слов. Это необходимый минимум речевого комплекса
дошкольников.
В особенности этого возрастам входит потребность к социализации. Малыш
активно знакомиться со сверстниками. Дети играют в групповые игры для
дошкольников, с четким набором правил. В возрасте 4 лет ребенок с
удовольствием следует этим правилам.

Как понять, правильно ли развивается речь 4 летнего ребенка?
Специалисты ограничивают норму правильного развития, если ребенок знает
примерно 3000 слов. Но, вряд ли, вы считаете за малышом слова, которые он
произносит без остановки. Богатство речи можно определить по умению
составлять предложения. Поговорите с малышом, и обратите внимание,
использует ли он сложные предложения. Пример:

  1. Сложноподчиненные предложения (я взял яблоко, потому что хотел есть).
  2. Сложносочиненные предложения (в моей комнате есть игрушки и книги).
    В особенности этого периода, входит акцент на эмоциональной и интонационной
    окраске речи. Ребенок может пересказать мультик или прочитать четверостишие.
    Причем сделает это с выражением, имитируя интонацию первоисточника.
    Важно: обязательно нужно обратить внимание и принять меры, если вы
    слышите, что ребенок плохо произносит часть звуков, или полностью
    заменяет их. Особенно это касается свистящих ([C],[CЬ],[З],[Зь],[Ц] и шипящих
    ([Ш],[Ч],[Щ][Ж]. Пример: «суба», вместо «шуба», «шамолет» вместо «самолет»
    и т.д.
    Отклонениями развития речи считаются:
  3. Неправильное произнесение части слов, замена звуков. Если вы слышите
    это в речи ребенка, срочно обращайтесь к логопеду. В 4 года не сложно
    скорректировать произношение путем вовлечения в интересные игры.
  4. Бедный словарный запас. Если речь малыша состоит из непонятных слов,
    которые он придумал сам — это повод для беспокойства. Вместо имен
    друзей и родственников, ребенок произносит слова типа «Бака», «Мума» и
    т.д. В 4 года у дошкольников буйная фантазия. Переделывать новые слова
    для них становиться забавой, которая может войти в привычку и
    затормозить правильное развитие речи.
  5. Молчание и неразговорчивость. Здесь проблема может быть глубже и
    потребуется помощь психолога. Возможно ребенок боится общаться с
    окружающими из – за психологические травмы. Нередко молчание у детей в
    этом возрасте связано с нарушением в работе органов слуха или задержкой
    в развитии.
    Как развивать речь ребенка в возрасте 4-х лет.
    Родители должны понимать, что процесс развития ребенка — это большой труд, в
    первую очередь для них. Для речевого развития не требуется тратить много
    времени, или выделять в режиме дня часы на уроки.
    Развивающие речь занятия для дошкольников можно проводить, не отвлекаясь от
    повседневных бытовых забот. Они должны быть в игровой форме. Так малыши
    лучше усваивают новые знания, и быстрее вовлекаются в процесс обучения.
    Используйте любую возможность. Когда вы читаете сказку, постарайтесь четко
    называть определенные звуки и выделять их интонацией. Попросите ребенка
    повторить эти звуки. Можно визуализировать игру – показывать картинки со
    словами, и делать акцент на отдельные звуки. Пример: показывайте картинку с
    изображением руки, говорите «рука», выделяя голосом звук «р». Постепенно, это
    войдет в привычку и у вас, и у вашего ребенка.
    Если ему не нравится такая игра – отложите на другой день, или замените.
    Развивать речь можно не только с помощью правильного произношения звуков.
    Поиграйте в игру, где должна произноситься характеристика предмета. Пусть
    малыш выражает свои мысли. Используйте эти же карточки с изображениями.
    Пусть ребенок придумывает прилагательные к одушевленным и неодушевленным
    предметам. Пример: серая кошка, зеленая трава, маленькая кружка, острый нож и
    т.д. В возрасте 4 лет дети становятся фантазерами. Не поправляйте, если малыш
    определяет предмет не так, как вы. Если вы считаете очевидным, что трава
    зеленая, то ребенок может сказать «трава мягкая».
    Важно: Забудьте про использование дома своих привычных «че», «тута»,
    «нету» и т.д. В возрасте 4-х лет детям свойственно копировать взрослых.
    Если в не будите следить за собой, как вы потом будите требовать от
    ребенка правильного речевого развития? Даже если ребенок услышит плохие
    слова от незнакомых людей, вы можете сказать, что «дядя ошибся и будет
    наказан».
    Не расстраивайтесь если процесс обучения идет медленнее, чем вам хотелось
    бы. Наберитесь терпения. Главное, не останавливаться и находить в себе силы
    для ежедневных занятий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *