КАК РАЗВИВАЕТСЯ РЕЧЬ РЕБЕНКА В ПЕРВЫЕ ТРИ ГОДА ЖИЗНИ

Фрагмент из семинара Н. В. Нищевой.


 

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно. Медленность формирования речевой функции ребенка (на протяжении нескольких лет) связана с медленным созреванием у него мозга. Развитие речи отражает то, как развиваются мозговые структуры. Если мозг ребенка развивается нормально, то речевое развитие соответствует представленным ниже критериям.

👉🏻Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс. Появление и дальнейшее развитие речи зависит от многих факторов:
• определенной степени зрелости коры головного мозга;
• определенного уровня развития органов чувств (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса, речедвигательного и речеслухового анализаторов);
• наличия речевой среды, речевого окружения;
• состояния психофизического здоровья ребенка, т.е. состояния его высшей нервной деятельности, высших психических процессов и его физического (соматического) состояния;
• появления потребности пользоваться речью как основным способом общения.

👉🏻А.Н. Гвоздев раскрыл логику овладения родным языком. Он рассматривал развитие речи в лингвистическом аспекте и изображал его линейно: крики – гуление – лепет – слова – словосочетания – предложения – связный рассказ.

Крики возникают у ребенка самостоятельно, без побуждения со стороны взрослого. Ребенок кричит, когда хочет есть, ощущает боль и т.д., т.е. с помощью крика он выражает состояние дискомфорта. Рефлекторный крик новорожденного мать слышит в родильном зале. Рефлекторный крик сохраняется у ребенка до восьми недель. У здорового ребенка крик громкий и чистый с коротким вдохом и удлиненным выдохом. При нормальном развитии в процессе эмоционального общения крики у ребенка постепенно «затухают», и на смену им приходят гуканье, а потом гуление.

Период гуления продолжаются с 2-х до 5-ти месяцев. Сначала преимущественное место в гулении занимают гласные звуки. Как отмечают многие исследователи, не все звуки, произносимые в это время ребенком, соответствуют звукам родного языка. Все дети всех народов мира одинаково гулят. Гуление, как впоследствии и лепет, не возникает у ребенка стихийно, его появление обусловлено эмоциональным общением со взрослыми. В три месяца ребенок ищет взрослого взглядом. Пропадают примитивные звуки, появляются протяжные певучие гласные и сложные комплексы звуков: АГУ, УГИ, АГА и т.д. К концу третьего месяца появляется первый смех. В четыре месяца ребенок четко локализует источник звука в пространстве, продолжает певуче гулить, что способствует развитию речевого дыхания, продолжительно и громко смеется. У ребенка отмечается комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым.

С пяти месяцев начинается период лепета, который продолжается до 10-12 месяцев. В начале этого периода у ребенка отмечается эхолалическое повторение за окружающими. Именно в это время у ребенка возникает внимание к артикуляции говорящего. У плохослышащих и глухих детей гуление в этом возрасте «затухает», так как нет контроля со стороны слуха, а лепет не возникает. В лепете отчетливо улавливаются слоги, свойственные словам данного языка. Дети начинают чаще воспроизводить те слоги, которые подкрепляются взрослым, т.е. повторяются им вслед за ребенком.
В шесть месяцев ребенок хорошо произносит отдельные слоги с губными согласными и простыми мягкими переднеязычными и даже цепочки слогов с ними. В девять месяцев появляется так называемый модулированный лепет или лепетное декламирование. Ребенок произносит слоги и цепочки слогов с различными интонациями.

С десяти месяцев начинается период произвольного подражания, ребенок пытается повторять за взрослым отдельные слоги и даже слова. У некоторых детей появляются первые самостоятельные слова в речи. В одиннадцать месяцев у ребенка появляются слова НЕ, ДА с соответствующими жестами. К году у нормально развивающегося ребенка к году не менее 10–15-ти осознанно употребляемых слов (МАМА, МЯУ, БАБА, БАХ, БАЙ-БАЙ, БИ- БИ, ПАПА, ПАЙ, НЯНЯ, НО-НО, ДАЙ, ДЯДЯ, ДЕДА, ТУ-ТУ, ТЁТЯ, КО-КО, КИСЬ, ГУЛЯ, ГА-ГА, ЛЯЛЯ), но слово у ребенка по-прежнему вызывается взрослым, у ребенка еще нет потребности в использовании слов.

Все исследователи сходятся в том, что в 1 год 2 месяца начинаются первые элементарные проявления инициативы в использовании слова. Например, увидев лошадку, ребенок произносит: «НО-НО!» Однако, до полутора лет значения слов в разных ситуациях неустойчивы. Некоторые слова остаются многозначными.

Значимым периодом в развитии речи ребенка оказывается возраст с полутора лет до одного года девяти месяцев. Этот возраст специалисты называют периодом лексического взрыва. У девочек взрыв происходит, как правило, на два-два с половиной месяца раньше, чем у мальчиков. В полтора года у нормально развивающегося ребенка в словаре 50-60 слов, появляются односложные предложения-требования, дети начинают употреблять глаголы (ДИ, БУХ, ПЫГ, ПАТЬ, ГУЯТЬ) и строить первые предложения: «ДАЙ ПИТЬ. СИДИ ТУТ. ИДИ СЮДА».

Временной отрезок с одного года и девяти месяцев до трех лет называют периодом оформления самостоятельной речи. Если к году и девяти месяцам в речи малыша не появились предложения, делается заключение о задержке речевого развития у него.

К трем годам в речи ребенка, если он развивается нормально, не только простые, но и сложные предложения различной структуры. Малыш с удовольствием рассказывает небольшие потешки и стишки, любит слушать сказки и рассказывает их вместе со взрослым. Его речь грамматически оформлена, хотя ошибки в грамматическом оформлении еще есть. Звуковая сторона речи еще далека от совершенства. Все сложные звуки русского языка (звуки позднего онтогенеза) опускаются или заменяются на более простые звуки.

https://vk.com/doshped

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *