Использование логопедических распевок в развитии речи ребенка

Логопедические распевки широко используются педагогами в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений.

Основной принцип — тесная связь речевого материала с музыкой и движением. Тексты песенок вызывают у детей интерес, создают радостное настроение, впечатления делают эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения. Логопедические распевки – это короткие стишки-чистоговорки для пропевания, которые применяются для коррекции звукопроизношения, темпа речиразвития речевого дыханияслоговой структуры слова и т. д. Такие песенки можно подобрать на разные темы.

Занятия вокалом совершенствуют речевую функцию организма. При пении поднято мягкое небо, опущена нижняя челюсть, активны, но не напряжены голосовые складки, звуковая волна подается в широко открытый рот, глоточный и ротовой резонаторы почти не меняют своего объема и формы. Поэтому при пении создаются наилучшие условия для голосообразования, в частности для устранения носового оттенка голоса при ринолалии. Поются вокализы на legato, мелодии без слов, затем доступные ребенку песни.

Детям, которые страдают заиканием, очень полезно начать заниматься пением. Чем раньше заикающийся ребенок начнет заниматься пением, тем больше у него есть шансов избавиться от этого недостатка. Одно из препятствий, которое стоит перед заикающимся, это произношение первого звука в слове. В пении одно слово перетекает в другое и как бы льется вместе с музыкой. Ребенок слушает, как поют другие, и старается попадать в такт. При этом происходит сглаживание акцента. Уже доказано, что легкая степень заикания может устраниться полностью, если человек занимается пение регулярно. Во всем мире с помощью хорового пения детей успешно лечат от легкой формы заикания. Главное – это регулярные занятия.

Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, — а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ти-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Для детей это условие часто представляет определенную трудность. У детей обычно присутствует верхнереберное дыхание, при котором действует только верхняя маленькая часть груди и легких и, следовательно, в легкие входит лишь минимальное количество воздуха. При таком способе дыхания невозможно добиться длительного выдоха и слитного произнесения даже коротких фраз. Верхнереберный тип дыхания сопровождается сильным подъемом грудной клетки и напряжением шейной мускулатуры. Визуально этот тип можно определить по поднятию груди.

Более рациональным считается диафрагмальный тип дыхания, т.к. легкие могут вобрать в себя больше воздуха и при минимальной трате усилий достичь максимальной пользы.

Пропевание отдельных фраз — это упражнение, которое не только способствует исправлению речевых дефектов, но и тренирует дыхательный аппарат. Ребенок учится так регулировать дыхание, чтобы распределить выдох на всю фразу, не делать дополнительного вдоха до ее окончания. То есть он учится соизмерять глубину и частоту вдохов с фразами музыкальной речи.

Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.

Рекомендую использовать логопедические распевки известных логопедов: Т. С. Овчинниковой, Н. В. Нищевой, Е. С. Железновой. Эти песенки нужно прослушивать и учить в том порядке,в котором происходит освоение звуков языка: сначала отрабатывается произношение гласных звуков, затем выговариваются слоги с «трудными» согласными («с»«з»«л» «р» и др.,например: «Са-са-са – это хитрая лиса. Су-су-су – и живёт она в лесу. Сы-сы-сы – много дела у лисы. Со-со-со – она крутит колесо». 

Разучивание песенки начинаем с проговаривания текста вместе,сопровождая его различными ритмичными движениями: щелчками, хлопками и т. п. Во время пропевания обязательно должны присутствовать движения. Гласные звуки полезно показывать руками и пропевать их с артикуляторными жестами. Например, при работе со звуком «А» нужно показать ладонь с широко расставленными напряжёнными пальцами, имитирующими широко раскрытый рот. А со звуком «О» — все пальцы собраны в кольцо.

Тексты логопедических песенок вызывают интерес у детей, создают им радостное настроение, ребенок с удовольствием пропевает их, занятия становятся веселыми и ненавязчивыми.

логопедические песенки 1 часть
логопедические песенки 2 часть

Желаю Вам успехов и радости общения с Вашими детьми!

1 thought on “Использование логопедических распевок в развитии речи ребенка

  1. Наталья says:

    Полезный и интересный материал учителя-логопеда Елены Викторины.
    В игровой форме можно заинтересовать и увлечь ребёнка к развитию творчества, фантазии, речи. Знания детьми усваивается быстрее в сопровождении музыки, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную, зрительную). Такие упражнения полезны не только для детей с нарушение речи, но и для всех детей дошкольников.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.