Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков.

Коррекция  звукопроизношения – дело не простое. Требуется качественно проведенная подготовительная работа, которая занимает довольно длительное время:  (сформировать артикуляционную базу звуков, осуществлять развитие речевого дыхания и голоса, вести систематическую работу по развитию фонематического восприятия, совершенствовать ручную умелость, развивая тонкие движения пальцев рук.)

После того как звук поставлен, наступает этап его автоматизации – самый сложный и длительный этап коррекционной работы. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.  

С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных  речедвигательных связей на различном  речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизировать звук – значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации  правильного и неправильного артикуляционного уклада.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

1. автоматизация звука в слогах;  

2. автоматизация звука в словах;

3. автоматизация звука в предложениях;

4. автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

5. автоматизация звука в коротких, а затем длинных  рассказах; автоматизация звука в разговорной речи.

Прежде всего звук вводится в слоги. Слог – более простая единица по сравнению со словом. Слоги лишены смысла, и у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию. С другой стороны, именно то, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания, эта работа является наиболее сложной.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Можно использовать компьютерные технологии и разнообразные печатные и словесные дидактические игры. Конечно, у родителей нет специально приобретенных карточек, игр на закрепление звукопроизношения, но самое главное ребенок должен чувствовать, что занятия – не скучная, неизбежная повинность, а интересное увлекательное дело. Учитывая это, необходимо превратить сложнейший процесс автоматизации звука в игру, используя наглядность и специально подобранный речевой материал. Например, можно нарисовать вертолет и сказать ребенку: «Набери полную грудь воздуха, заведи мотор и посади вертолет точно на аэродром». Ребенок приложит максимум усилий, для того чтобы его вертолет долетел до аэродрома.

Скачайте увлекательные игры-занятия и автоматизируйте поставленные звуки.

Желаю Вам успехов и радости общения с Вашими детьми!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *