Роль глотания и жевания на этапе формирования речи у детей.

Речь является одной из основных функций человека, необходимых ему для того, чтобы вести полноценную жизнь. Естественным периодом формирования речи являются первые три года жизни малыша, и если в это время не создать благоприятных условий для формирования данной психической функции, в дальнейшем компенсировать её будет значительно труднее.

В физиологическом отношении речь представляет собой сложный двигательный акт. Она образуется на основе движений речевой мускулатуры, включая мышцы гортани и дыхательные мышцы.  Ощущения от движения артикуляционных мышц, так же, как тонус артикуляционной мускулатуры, формируется на 1 году жизни, в триаде глотание-жевание-речь.

Глотание – сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок.

Глотательный рефлекс относится к врождённым. Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, который в первые месяцы носит название инфантильного. В норме в акте глотания принимают участие 22 мышцы челюстно-лицевой, подъязычной области и глотки. По мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Положение кончика языка при инфантильном глотании межзубное.

Последствия инфантильного глотания: деформация прикуса, рвотный рефлекс, обильное слюнотечение (саливация), дизартрия (нарушение произносительной стороны речи), межзубное произношение звуков при смене зубов, челюстная дуга не примет нужных размеров для прорезывания постоянных зубов.

Если глотание не переходит к соматическому типу, это может повлиять на неправильное (межзубное) произнесение звуков. 

Акт жевания также важен в формировании моторной стороны речи.

 При пережевывании твердой пищи участвуют мышцы щек (щека подталкивает пищевой комок на корень языка), что создает внутрищёчное давление. Внутрищечное давление важно для способности произносить согласные звуки (попробуйте сказать Б, П и проследите, как надуваются щеки). При измельчении пищи зубами работают челюсти, что влияет на формирование прикуса. Родители малышей часто используют в детском рационе мягкую пищу.

Во-первых, это удобно – в магазинах изобилие различных пюре. Во-вторых, мамы часто боятся, что ребенок подавится. В-третьих, сокращается время кормления — глотать быстрее, чем жевать. В-четвертых, ребенок чистый и пространство вокруг ребенка чистое. Казалось бы – столько плюсов!  

Но давайте оценим другие важные факторы, о которых родители не знают или не задумываются. Если ребенок не умеет жевать, он не получает многократной тренировки всех артикуляторных мышц. Соответственно снижается тонус артикуляционного аппарата: щеки толстые, приопущенные, рот приоткрыт, язык может находиться на пороге нижней губы, может наблюдаться саливация (слюнотечение).

Низкий тонус мышц может привести к дизартрии (нарушение звукопроизношения вследствие нарушения иннервации (подвижности) мышц речевого аппарата).

Приоткрытый рот формирует неправильный (ротовой) тип дыхания.  Слабый, короткий вдох при таком типе дыхания приводит к снижению кислородообменных процессов. Кислород является питанием для головного мозга. 

Для профилактики речевых нарушений важно обучать ребенка жеванию. Уже в период введения прикорма в возрасте 4-5 месяцев (пища гомогенная, измельченная, но дается с ложечки, порционно) ребенок начинает осваивать жевательные движения, захватывать пищу языком и формировать пищевой комок.  Для любого развития требуется проявить некое усилие. Усложнение пищевых структур, увеличение нагрузки при жевании приводит к развитию мышечного тонуса (в звукопроизношении это проявляется в способности принять и удержать артикуляционную позу). Увеличение объема движений мышц (глотание — жевание гомогенной пищи, жевание твердой пищи (кусочковое питание)) формирует кинетическую (переключение с движения на движение) составляющую речи – способности произносить не отдельные звуки, а слоги и многосложные слова. 

Причины инфантильного глотания

Сохранение инфантильного глотания у детей обусловлено следующими факторами:

  • Патологические оральные привычки, к которым относится сосание пальцев на руках, продолжительное сосание соски-пустышки. Другая причина – использование слишком большой соски или с большим отверстием. 
  • Отсутствие в рационе (либо позднее введение) твердой пищи. Другой ошибкой родителей является кормление ребенка (после прорезывания у него зубов) едой, которая не требует жевания.
  • Короткая уздечка языка.
  • Позднее прорезывание временных зубов, а также раннее удаление центральных молочных резцов.
  • Ротовое дыхание, вызванное хроническими ринитами, аденоидами, искривлением носовой перегородки и другими причинами.

Диагностика

В большинстве случаев инфантильное глотание приводит к неправильному прикусу. Проблемы с глотанием чаще всего выявляются в ходе дополнительного обследования:

  • Осмотр у стоматолога. Специалист обнаруживает дефекты зубных рядов, ротовое дыхание. Самый простой способ выявления – глотание воды небольшими порциями.
  • Рентгеноскопия глотки и пищевода, которая помогает проследить движения языка, а также оценить время глотания.
  • Осмотр носоглотки. Специалистом проводится фарингоскопия и эндоскопия носа.
  • Логопедическая диагностика. Логопед-дефектолог оценивает связь между инфантильным глотанием и неправильным произношением звуков. В ходе обследования устной речи выявляется боковое, межзубное произношение и другие дефекты.

Упражнения для коррекции инфантильного глотания

Чтобы ребенок научился правильно глотать, проводится определенный комплекс упражнений:

  • Рот в полуоткрытом положении. Облизываем нижнюю и верхнюю губу, проводя языком от одного уголка рта к другому.
  • Маляр. Улыбаемся, открываем рот. Широким кончиком языка поглаживаем нёбо от зубов к горлу. Следите за тем, чтобы в процессе нижняя челюсть была в неподвижном состоянии.
  • Качели. Языком пытаемся достать до подбородка и перегородки носа.
  • Чистим верхние зубы. Улыбаемся, открываем рот. Кончиком языка чистим верхние резцы с внутренней стороны, двигая им из стороны в сторону.
  • Считаем верхние зубы. Улыбаемся, приоткрываем рот. Кончиком языка упираемся поочередно в каждый зуб верхнего ряда с внутренней стороны. Нижняя челюсть при этом должна оставаться неподвижной.
  • Лошадка. Улыбаемся, открываем рот. Цокать языком, подражая звуку ударов копыт лошади. Рот в открытом положении, кончик языка не заострен и не вытянут. Важно, чтобы язык не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть не двигалась. Количество повторений – 50-60 раз.
  • Футбол. Рот закрыт, кончиком языка попеременно упираемся в щеки так, чтобы под ними «надувались мячики».
  • Применяют упражнение со шпателем, трубочкой, карандашом — располагают таким образом, чтобы шпатель (карандаш, трубочка) находились  поперек зубного ряда, удерживают его сжатыми зубами. Кончик языка перемещают то выше, то ниже шпателя, трубочки, карандаша.
  • Учимся глотать.
  1. На кончик языка накладываете резиновое кольцо (можно нарезать из обычной пипетки). Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сжимает, губы смыкает (исходное положение). Нужно попросить его проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Если язык находится между зубами, то упражнение выполняется неправильно. Необходимо тактично объяснить ребенку цель данного упражнения. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз. В последующие дни — 3 раза в день по 10-12 раз.
  2. Исходное положение то же. Только теперь Ваш ребенок должен удерживать кольцо в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.
  3. Исходное положение то же. Теперь вы научите своего ребенка правильно глотать, не отрывая языка от неба просите его проглатывать слюну с сомкнутыми губами. Упражнение повторяют 3 раза в день по 10 раз. При этом необходимо следить за тем, чтобы губы были расслаблены.

Работа логопеда необходима для закрепления нового характера глотания. Помимо упражнений, полезно имитировать зевание, глотание, жевание. Также нужно побольше жевать твердой пищи: яблоки, морковь, сушки, баранки и т.д.

Для расслабления круговой мышцы губ и активизации жевательной мускулатуры используется логопедический массаж. Он проводится руками, при помощи логопедических зондов. После окончания массирования рекомендуется наложить тейпы на мышцы, которые участвует в акте глотания.

Прогноз эффективности напрямую зависит от регулярности выполнения упражнений. Поэтому важно проводить их не только с логопедом, но и в домашних условиях, соблюдая рекомендации специалиста. Следите также за осанкой ребенка во время выполнения упражнений.

Уважаемые родители помните, что от регулярного выполнения Вашим ребенком предложенных упражнений, зависит благоприятный исход лечения.

Для коррекции инфантильного типа глотания очень эффективен трейнер.

Язычок аппарата при каждом глотательном движении рефлекторно напоминает ребёнку о правильном положении кончика языка, что закрепляется во время ночного ношения и способствует перестройке инфантильного типа глотания в соматическое (проконсультироваться у логопедов детских поликлиник).

Предложенные методы достаточно эффективны для лечения нарушений глотания.

Таким образом, развитие правильного глотания и жевания влияет на развитие речи, профилактику появление речевых патологий в частности и развитие психической активности ребенка в целом. На осмотре детей 1 года жизни логопед может оценить сформированность этих навыков, а также тонус артикуляционной мускулатуры и при необходимости определить направления работы по профилактике нарушений речи.

Желаю Вам успехов и радости общения с Вашими детьми!

2 thoughts on “Роль глотания и жевания на этапе формирования речи у детей.

  1. Ольга says:

    Нужная информация, никогда не задумывалась, что навыки глотания нужно формировать у ребенка с младенчества, и как это влияет на дальнейшее формирование ребенка. СПАСИБО. Так же хотелось узнать о тренера. Напишите пожалуйста более подробнее.

    Ответить
    1. admin says:

      Здравствуйте Ольга! Спасибо за комментарий. Более подробную информацию отправила вам на почту.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *