
Правильное произношение звуков чрезвычайно важно. И чаще всего родители это понимают. Но не всегда могут объективно оценить, когда пропуски и замены звуков в речи их малыша являются возрастной нормой, а когда нужно срочно предпринимать меры по исправлению ситуации. В результате часто случаются перегибы то в одну, то в другую сторону: либо двух-трехлетнего малыша настойчиво учат «рррычать», либо упорно не замечают «каши во рту» пяти-шестилетнего ребенка и считают, что он сам «выговорится». Чтоб таких крайностей не случалось, родители должны знать примерные сроки появления звуков речи.
Каждый ребёнок развивается индивидуально, по своему собственному графику, поэтому у специалистов в области медицины и педагогики нет четких возрастных границ для появления тех или иных навыков.
Например, уверенно ходить ребёнок может начать в 9 месяцев, и в 16 месяцев. В обоих случаях — всё в пределах нормы.
Так же и по звукам. В статье я расскажу о верхних пределах их появления, то есть к какому возрасту тот или иной звук уже должен быть в речи ребёнка. В противном случае — стоит обратиться к логопеду.
- К двум годам ребенок должен освоить и четко произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени появления согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].
- К трем годам ребенок осваивает [с’], [л’], [й], [з’], а также [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’].
- Спешу напомнить, что согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. В слове «Лук» звук [л] твёрдый, а в слове «Липа» [л’] мягкий.
- До 4-5 лет ребёнок может смягчать согласные в словах. Чай — «тяй», лапа — «ляпа».
- К 4-5 годам [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [с], [з]
- К 5-6 годам [р], [р’]
А если не произносит, то какие могут быть причины?
связанные с дефектами органов артикуляционного аппарата:
Артикуляционный аппарат — это система органов (гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо, зубы, губы, носоглотку и др.), обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию).
1. Укорочённая уздечка (она позволяет языку подниматься высоко, а также затрудняет его движение.
2. Слишком большой/маленький/узкий язык (это затрудняет его движение).
3. Высокое нёбо (ещё его называют «готическим»)/низкое/прямое (это влияет на правильную артикуляцию большинства звуков.
4. Толстые/тонкие губы (это влияет на четкое произношение губных и губно-зубных звуков).
5. Дефекты в строении челюстей, которые ведут к аномалиям прикуса.
6. Дефекты строения зубов/зубных рядов.
- не связанные с дефектами органов артикуляционного аппарата :
7. Физическая ослабленность вследствие соматических заболеваний (особенно в период активного формирования речи).
8. Недоразвитие фонематического слуха.
Фонематический слух — это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.
9. Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата. Например, ребёнку трудно удержать язык в одной позе или выполнить некоторые упражнения из артикуляционной гимнастики (вытянуть губы, удержать улыбку и др.).
10. Снижение слуха (даже если слух снижен на самую малость, это может качественно сказаться на нормальном произношении звуков ребёнком).
11. Неправильная речь окружающих близких. В таком случае ребёнок используемый ребёнком навык подражания действует во вред. Именно поэтому логопедами не рекомендуется коверкать слова и подстраивать свою речь под ребёнка. Надо произносить слова правильно (особенно в период активного овладения речью), ребёнок с самого раннего детства должен слышать неторопливую, чёткую речь, чтобы копировать именно её.