
Письменная речь включает в себя не только письмо, но и чтение.
С каждым годом увеличивается число детей с трудностями усвоения чтения и письма. О нарушениях письменной речи можно говорить тогда, когда навык чтения или письма уже сформирован. Как правило, не раньше 8 лет.
К нарушениям письменной речи относят: дисграфию, дислексию, дизорфографию, дискалькулию.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Проявляется в трудностях узнавания букв, слияния букв в слоги и слогов в слова, трудностях понимания прочитанного. Выявляется не раньше 2 полугодия 2 класса.
Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.
Проявляется в пропусках, перестановках букв, слогов, аграмматизмах на письме, смешении букв, слиянии или разрыве слов, предложений. Выявляется не раньше 2 полугодия 2 класса.
Дизорфография — специфическое расстройство усвоения орфографических навыков. Проявляется в устойчивых орфографических ошибках на письме, даже если ребенок знает орфографическое правило. Выявляется с 3 года обучения.
Дискалькулия — специфическое расстройство овладения вычислительными навыками. Проявляется в неумении пользоваться математическими операциями, вычислительными действиями. Выявляется с 3 года обучения.
К кому обращаться?
Если у ребенка возникают устойчивые трудности в овладении чтением или письмом потребуется совместная работа нескольких специалистов: логопед, нейропсихолог, в некоторых случаях наблюдение невролога. Для первичной диагностики нужно обратиться к логопеду.