
Чтение – это сложный психических процесс, в котором задействованы память, внимание, воображение и мышление.
Требуется координация работы полушарий, мы должны включить в работу правое и левое полушарие, создать новые нейронные цепочки.
Готовность к обучению чтению:
— хорошо сформированная речь, ребенок говорит свободно предложениями и связными фразами (задать вопросы – чтобы оценить сформированность)
— хорошо ориентируется в пространстве, знает где право, лево, верх, низ (мог легко ориентироваться в книге)
— возраст 4-5-6 лет, присутствует интерес (это нам сигнал) к буквам и словам (от физиологических особенностей)
Первый этап обучение – научиться слышать и произносить звуки.
Первый этап – гласные звуки (тут сразу соединяем слоги с гласными)
Второй – соединение звуков в слоги и чтение простых слов, состоящих из изученных букв
В процессе обучения нет необходимости отдельно уделять внимание изучению алфавита. Может выработаться «буквенное прочтение», когда ребенок дополняет дополнительный звук. (Р – Рэ, Л – эль)
Если обучать только буквам, то он не сможет перейти на слоги. Должен происходить плавный процесс запоминания.
БУКВА – БУКВА – СЛОГ
Отработка навыка чтения слогов происходит при помощи работы со слоговыми таблицами (нужно быстро отработать и вспомнить слоги с прошлого занятия, повторение и проверка того, что он уже выучил) – отработка скоростного восприятия, помогает в дальнейшем ребенку не путаться, а довести чтение до автоматизма по слогам.
СЛОЖНОСТИ:
Замена букв при чтении
Причина состоит в том, что изначально буквы были плохо изучены и ребенок их путает. Упр: — подбор слов на необходимую букву;
— «Письмо на спинке» (восприятие буквы переносим на уровне тела) упр помогает когда не ориентир, зеркалит буквы
Замена порядка слогов при чтении
На первом этапе отрабатываем навык с помощью слоговых таблиц, далее переходим к упр слияния слогов (если ребенок путает порядок слогов (не видит слоги по порядку, поэтому начинает перескакивать) при чтении – то мы должны вернуться на шаг назад и отработать только слоговые таблицы и далее переходить на слияние слогов.
Читает так, как пишется
Не отработан навык произношения звуков, плохо узнает буквы
Помогают анаграммы: ААММ, ОТРУ, АМРА (даем задания на 1 мин: составь из этих букв слова)
Слова наоборот: АМАМ, ОРТУ, АМАР
Рекомендуют перемешивать – через раз, чередовать (чтобы ребенок учился сразу видеть и считывать инфу).
Заменяет, придумывает окончания
С подобной проблемой сталкиваются ученики, когда не видят слово целиком Таблицы Шульте
(на каждом занятии упражнение «Шторка» — упр проводится всегда начиная с коротких слов и переводя на более длинные).
Короткие слова читает целиком, а длинные разбивает на слоги
С подобной проблемой сталкиваются ученики, когда узкое поле зрения или есть необходимость развить артикуляционный аппарат:
— Таблицы Шульте
— Скороговорки
— Артикуляционная гимнастика
Дублирование прочтенного слова
В этом случае ученику, чтобы понять слово, нужно его прочитать два раза
Основной причиной является страх совершить ошибку (или не правильный процесс обучения – надо отучивать)
Можем предложить читать со шторкой, чтобы не было возможности перечитать слово
— столбики слов на скорость (от дублирования прочтенных слов – избавляться сразу)
Дислексия имеет не речевые особенности, а именно психологические (это дети, которые боятся совершить ошибку и от внутреннего напряжения делают еще больше ошибок)
Как быть?
1 предложить ребенку самому исправить ошибку, не сразу за ним , а «повтори еще раз» — «да, теперь правильно» — до тех пор, пока не прочитает точно.