Как учить читать

Чтение – это сложный психических процесс, в котором задействованы память, внимание, воображение и мышление.

Требуется координация работы полушарий, мы должны включить в работу правое и левое полушарие, создать новые нейронные цепочки.

Готовность к обучению чтению:

— хорошо сформированная речь, ребенок говорит свободно предложениями и связными фразами (задать вопросы – чтобы оценить сформированность)

— хорошо ориентируется в пространстве, знает где право, лево, верх, низ (мог легко ориентироваться в книге)

— возраст 4-5-6 лет, присутствует интерес (это нам сигнал) к буквам и словам (от физиологических особенностей)

Первый этап обучение – научиться слышать и произносить звуки.

Первый этап – гласные звуки (тут сразу соединяем слоги с гласными)

Второй – соединение звуков в слоги и чтение простых слов, состоящих из изученных букв

В процессе обучения нет необходимости отдельно уделять внимание изучению алфавита. Может выработаться «буквенное прочтение», когда ребенок дополняет дополнительный звук. (Р – Рэ, Л – эль)

Если обучать только буквам, то он не сможет перейти на слоги. Должен происходить плавный процесс запоминания.

БУКВА – БУКВА – СЛОГ

Отработка навыка чтения слогов происходит при помощи работы со слоговыми таблицами (нужно быстро отработать и вспомнить слоги  с прошлого занятия, повторение и проверка того, что он уже выучил) – отработка скоростного восприятия, помогает в дальнейшем ребенку не путаться, а довести чтение до автоматизма по слогам.

СЛОЖНОСТИ:

Замена букв при чтении

Причина состоит в том, что изначально буквы были плохо изучены и ребенок их путает. Упр: — подбор слов на необходимую букву;

 — «Письмо на спинке» (восприятие буквы переносим на уровне тела) упр помогает когда не ориентир, зеркалит буквы

Замена порядка слогов при чтении

На первом этапе отрабатываем навык с помощью слоговых таблиц, далее переходим к упр слияния слогов (если ребенок путает порядок слогов (не видит слоги по порядку, поэтому начинает перескакивать) при чтении – то мы должны вернуться на шаг назад и отработать только слоговые таблицы и далее переходить на слияние слогов.

Читает так, как пишется

Не отработан навык произношения звуков, плохо узнает буквы

Помогают анаграммы: ААММ, ОТРУ, АМРА (даем задания на 1 мин: составь из этих букв слова)

Слова наоборот: АМАМ, ОРТУ, АМАР

Рекомендуют перемешивать – через раз, чередовать (чтобы ребенок учился сразу видеть и считывать инфу).

Заменяет, придумывает окончания

С подобной проблемой сталкиваются ученики, когда не видят слово целиком Таблицы Шульте

(на каждом занятии упражнение «Шторка»  — упр проводится всегда начиная с коротких слов и переводя на  более длинные).

Короткие слова читает целиком, а длинные разбивает на слоги

С подобной проблемой сталкиваются ученики, когда узкое поле зрения или есть необходимость развить артикуляционный аппарат:

— Таблицы Шульте

— Скороговорки

— Артикуляционная гимнастика

Дублирование прочтенного слова

В этом случае ученику, чтобы понять слово, нужно его прочитать два раза

Основной причиной является страх совершить ошибку (или не правильный процесс обучения – надо отучивать)

Можем предложить читать со шторкой, чтобы не было возможности перечитать слово

— столбики слов на скорость (от дублирования прочтенных слов – избавляться сразу)

Дислексия имеет не речевые особенности, а именно психологические (это дети, которые боятся совершить ошибку и от внутреннего напряжения делают еще больше ошибок)

Как быть?

1 предложить ребенку самому исправить ошибку, не сразу за ним , а «повтори еще раз» — «да, теперь правильно» — до тех пор, пока не прочитает точно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *