Комплекс артикуляционных упражнений для подготовки язычка к постановке «шипящих» звуков.

 Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для произнесения звуков. 

Видеоролик познакомит вас c веселыми игровыми приемами для занятий с ребенком.

подготовка язычка к постановке «шипящих» звуков

Желаю Вам успехов и радости общения с Вашими детьми!

Комплекс артикуляционных упражнений для подготовки язычка к постановке «свистящих»звуков.

Для того, чтобы малыш овладел звуками С, З, Сь, Зь необходимо научить язычок точно выполнять пока ещё сложные движения. Выработке необходимых навыков способствует данная артикуляционная гимнастика.

подготовка язычка к постановке «свистящих»звуков

Желаю Вам успехов и радости общения с Вашими детьми!

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

СКАЗКА ПРО ЯЗЫЧОК.

Этот маленький дружок –

Твой весёлый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок,

Забыв про лень.

Вот проснулся Язычок

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи,

Взял топор

И пошел чинить забор.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 -10.

Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек

Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.

Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков «дддд» и «тттт»

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,

Блинчики с маком

К обеду печёт.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами произносить «пя – пя – пя»

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка —

Цок, цок, цок, цок, цок,.

В горку медленно идёт:

Цок, цок, цок, цок, цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок – цок – цок – цок – цок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетем быстрее

Тётушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная –

Просто объедение –

Ням – ням – ням – ням.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз

Под окошком – блл, блл, блл –

Индюки болтают.

Индюшачьей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

«Блл, бллл!» – предлагают.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание «Бл – бл – бл» («болтушка»)

Ну – ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся:»И – у! И – у! И – у!»

(Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.)

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

«Садитесь, комарики!»

Предложить ребёнку длительно произносить звук «шшш». Обратить внимание на то, что при произнесении звука «ш» передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Вот интересная игра –

Воздушный Колобок.

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый мог.

Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, «выдавливая» шарики.

Ой, потемнело

Все вокруг,

Сильный вихрь

Поднялся вдруг.

Язычок затрепетал,

Задрожал и затрещал:

Бррр – бррр – бррр…

Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя – пя – пя – пя – пя – пя

Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: » пя – пя – пя». Выполнять упражнение в течение 10 сек.

Из книги: А. С. Анищенкова «Артикуляционная гимнастика «

Желаю Вам успехов и радости общения с Вашими детьми!

Артикуляционная гимнастика-сказка «В гостях у бабушки и дедушки»

К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно на логопедических занятиях, можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку. Для того, чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Эти сказки под силу придумать педагогу, родителям, а можно предложить пофантазировать самому ребенку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребенок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения.
Эту сказку я нашла на просторах интернета. Спасибо автору.

ЖИЛИ БЫЛИ ДЕДУШКА И БАБУШКА.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ
(надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ
(втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ
(губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ
(губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ
(снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ
(широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ
(соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ
(повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ
(поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ
(одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ – ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ
(широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО
(подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ
(жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ
(облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ
(широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ – МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ
(подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН
(«чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК – МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ
(кончик языка облизывает губы по кругу).
БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ
БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ
(кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).
БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:
НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ
(узкий язык вытянут вперёд).
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА
(узкий язык двигается вперёд-назад)
И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА
(узкий язык двигается влево-вправо).
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА
(кончик языка описывает круг за губами),
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА
(кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ
(широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ
(широкий язык убирается под верхнюю губу),
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ
(широкий язык – под нижнюю губу).
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО
(щёлкаем языком),
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ
(цоканье на верхней губе).
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ
(медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ
(присасываем язык к нёбу и открываем рот).
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА»
(широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).
И УШЛА.

Этот трудный звук «р»

Что является причиной неправильного выговаривания «Р»?

На самом деле, причин может быть несколько:

  • малоподвижный, плохо развитый артикуляционный аппарат ребенка;
  • неправильное распределение речевого дыхания;
  • нарушение фонематического слуха;
  • генетическая предрасположенность;
  • особенности строения подъязычной связки, известной всем как «уздечка».

«Дети – отличные повторюшки. поэтому показывайте не только, как нужно произносить звуки, но и мимику, постановку языка. Наклоняйтесь к ребенку ближе! Предложите игру «отражение», пусть копирует ваши действия!»

Не впадайте в панику, если в годик при осмотре у стоматолога доктор вынес вердикт «короткая уздечка». Уздечка может быть либо слишком длинной, либо, наоборот, короткой. Язык в этом случае или не достигает неба, или недостаточно напряжен. Определить дефект может только доктор.
Резать или не резать – извечный вопрос, встающий перед родителями. Сегодня большая часть специалистов принимает точку зрения, что обойтись без подрезания реально. Упражнения способны растянуть мышцу, сделать ее эластичной. Но если без подрезания не обойтись, не бойтесь: это небольшое хирургическое вмешательство практически безболезненно.

Звук Р — самый сложный по своей артикуляции. Очень часто в работе приходится сталкиваться с отсутствием или неправильным проговариванием этого звука в речи ребёнка.

Работа над звукопроизношением сложна и требует определённо последовательности. Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и может длиться по-разному: от месяца до года, а в некоторых случаях и более.

Устранить такие нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию Вашему ребёнку помогут логопед и педагоги-воспитатели детского сада. И все-таки основную нагрузку в обучении ребёнка правильной речи должны взять на себя родители.

В любом случае родителям необходимо запастись терпением, не ждать быстрых результатов и обязательно довести курс коррекции произношения у ребёнка до конца.

«Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к правильному произношению звуков «Р», «Рь»

Для произношения звука «Р» необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвиолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения:

1. «Чьи зубы чище?».

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх и умение владеть языком.

Краткое описание: Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания:

Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

Нижняя часть челюсти неподвижна; работает только язык.

2. «Маляр».

Цель: Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Краткое описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.

Методические указания:

Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

3. «Кто дальше загонит мяч?».

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Краткое описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания:

Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

Нельзя надувать щеки.

Следить, чтобы ребёнок произносил звук «Ф», а не звук «Х», т. е.. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

4. «Пощелкать кончиком языка».

Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.

Краткое описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания:

Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем быстрее.

Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

Если у ребёнка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению.

Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребёнок щелкал языком, а не чмокал.

5. «Вкусное варенье».

Цель: Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.

Краткое описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания:

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно ложкой поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

6. «Индюк».

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх и подвижность его передней части.

Краткое описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится «БЛ-БЛ» (как индюк болбочет).

Методические указания:

Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону.

Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

7. «Барабанщики».

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Краткое описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д»: «д-д-д.»

Сначала звук «Д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Методические указания:

Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Следить, чтобы звук «Д» носил характер четкого удара – не был хлюпающим.

Кончик языка не должен подворачиваться.

Звук «Д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого нужно поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Желаю удачи вам и вашему ребенку!

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи мо­гут привести к плохой успеваемости в школе. 
      Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляци­онная гимнастика.
      Артикуляцион­ная гимнастика — это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
                 Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
 1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по раз­витию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
 2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
 3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».  Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на началь­ном этапе.
 4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво.
                 Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
     Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе ребенок должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки не менее 5-6 раз, которые помогут быстрее освоить все упражнения, к тому же по ним можно заниматься, не имея под рукой дополнительных книг.
      Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.
      Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов ар­тикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности имен­но у вашего ребенка.
                 Рекомендации к проведению упражнений:
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зри­тельный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (ввер­ху или внизу)?
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавны­ми, без подёргиваний.
В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.
                Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
  Желаю успехов!

Вкусная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица.  Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна?  Я вам отвечаю – весело и с удовольствием. Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, Вам предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Сонорные звуки.

К сонорным звукам русского языка относят: Р, Р`, Л, Л`. Если ваш ребёнок не правильно произносит эти звуки, заменяет их другими звуками или вовсе пропускает в свободной речи, следует выполнять комплекс определённых артикуляционных упражнений. Данные упражнения подготовят речевой аппарат малыша к постановке сонорных звуков и их правильному произношению.

Улыбка: спокойно широко улыбнуться и удерживать «улыбку» под счёт до 5 при этом передние зубы обнажены и хорошо видны.

Почистим зубы: улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка почистить нижние зубы. Делать сначала движения языком из стороны в стороны, а затем снизу вверх. При движении из стороны в стороны язык находится у десен, а не у верхнего края зубов. При движении снизу вверх, кончик языка должны быть широким и двигаться от корня зубов вверх.

Грибок: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку). Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.

Гармошка: улыбнуться, приоткрыть рот, «приклеить» язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, а язык полностью «приклеен» к нёбу.

Качели: губы в положении «улыбка», приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. Обратите внимание: работать должен только язык, а нижняя челюсть и губы — неподвижны.

Индюк: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк). Обратите внимание: язык должен облизывать верхнюю губу, а не делать движения вперёд-назад.

Лошадка: улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка. Упражнение следует выполнять в медленном темпе. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

Маляр: улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Комплекс упражнений следует выполнять ежедневно перед зеркалом в хорошо освещённом помещении. Каждое упражнение в комплексе выполняется по 5 раз. Помните важно не количество повторений, а качество выполнения каждого упражнения.

Полезная литература:

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. Издательство: М.: Гном-Пресс Год: 1998
Волошина И.А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков Издательство: Детство-пресс Год: 2011
Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках

Свистящая семейка.

  К свистящим звукам русского языка относят:  С, С`, З, З`, Ц. Если ваш ребёнок не правильно произносит эти звуки, заменяет их другими звуками или вовсе пропускает в свободной речи, следует выполнять комплекс определённых артикуляционных упражнений. Данные упражнения подготовят речевой аппарат малыша к постановке свистящих звуков и их правильному произношению.

Улыбка: спокойно широко улыбнуться и удерживать «улыбку» под счёт до 5 при этом передние зубы обнажены и хорошо видны.

Лопатка: рот открыт, губы в положении «улыбочка». Достать широкий язык и положить его на нижнюю губу. Кончик языка должен быть широким, язык – расслабленным.

Месим тесто: язык в положении «лопатка», пошлёпывать губами по языку и произносить «пя-пя-пя».

Почистим зубы: улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка почистить нижние зубы. Делать сначала движения языком из стороны в стороны, а затем снизу вверх. При движении из стороны в стороны язык находится у десен, а не у верхнего края зубов. При движении снизу вверх, кончик языка должны быть широким и двигаться от корня зубов вверх.

Горка: рот открыт, губы в положении «улыбка», широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними резцами.

Кто дальше загонит мяч: улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу и, как бы произнося звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Щеки не надувать! Произносить надо звук ф, а не х – именно при звуке ф струя воздуха узкая, как и требуется для правильного произношения свистящих звуков.

Буря в стакане: язык в положении «лопаточка», посередине языка положить соломинку и зажать её между языком и верхней губой. Поместить соломинку в стакан с водой и дуть в неё. Следить, что бы щёки не надувались, а язык не «убегал» назад.

Комплекс упражнений следует выполнять ежедневно перед зеркалом в хорошо освещённом помещении. Каждое упражнение в комплексе выполняется по 5 раз. Помните важно не количество повторений, а качество выполнения каждого упражнения.

Полезная литература:

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. Издательство: М.: Гном-Пресс Год: 1998
Волошина И.А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков Издательство: Детство-пресс Год: 2011
Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках Издательство: Гном и Д Год: 2007
Куликовская Т.А. Название: Артикуляционная гимнастика в считалках Издательство ГНОМ и Д Год: 2008

Читать далее «Свистящая семейка.»

Ох уж эти шипящие звуки!

Улыбка: спокойно широко улыбнуться и удерживать «улыбку» под счёт до 5 при этом передние зубы обнажены и хорошо видны.

К шипящим звукам русского языка относятся звуки Ш, Ж, Щ, Ч. Если ваш ребёнок не правильно произносит эти звуки, заменяет их другими звуками или вовсе пропускает в свободной речи, следует выполнять комплекс определённых артикуляционных упражнений. Данные упражнения подготовят речевой аппарат малыша к постановке шипящих звуков и их правильному произношению.

Лопатка: рот открыт, губы в положении «улыбочка». Достать широкий язык и положить его на нижнюю губу. Кончик языка должен быть широким, язык – расслабленным.

Месим тесто: язык в положении «лопатка», пошлёпывать губами по языку и произносить «пя-пя-пя». Обратите внимание: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы, язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

Грибок: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку). Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.

Вкусное варенье: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

Фокус: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Комплекс упражнений следует выполнять ежедневно перед зеркалом в хорошо освещённом помещении. Каждое упражнение в комплексе выполняется по 5 раз. Помните важно не количество повторений, а качество выполнения каждого упражнения.

Полезная литература:

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.